Г

A/Б/В/Г/Д/З/И/К/Л/М/Н/О/П/Р/С/Т/У/Ф/Х/Ч/Ш/Э/Ю/Я  

ГААГСКИЕ ПРАВИЛА (Hague Rules) - основные положения, определяющие объем ответственности судовладельцев при перевозке грузов по коносаментам (см. Перевозочные документы). Г.п. были разработаны Междунар. ассоциацией юристов и предложены на конференции, состоявшейся в сентябре 1921 г. в Гааге. После внесения ряда изменений Г.п. были окончательно приняты и вошли в Междунар. конвенцию об унификации некоторых правил о коносаментах, подписанную 25 августа 1924 г. (Брюссельская конвенция 1924 г.). Появление таких правил было вызвано необходимостью единообразного толкования условий коносаментов в условиях междунар. перевозок и участием в них широкого круга орг-ций (судовладельцы, грузоотправители, грузополучатели, банки, страховщики), интересы которых не всегда совпадают. В соответствии с Г.п. перевозчик обязан проявить должную заботу, чтобы сделать судно мореходным, снарядить и снабдить его всем необходимым, укомплектовать личным составом, обеспечить пригодность грузовых помещений для приема, перевозки и сохранности груза. Кроме того, Г.п. возлагает на перевозчика обязанность грузить, укладывать, перевозить, сохранять, выгружать и бережно обращаться с перевозимым грузом. В Г.п. четко оговорено, что любой пункт, статья или условие в договоре перевозки (имеется в виду коносамент), которые освобождают перевозчика от ответственности за убытки, возникающие вследствие небрежности, вины или упущений последнего или уменьшающие эту ответственность иным образом, чем это предусмотрено Г.п., считаются недействительными и не имеют юридической силы и правовых последствий. Г.п. освобождают перевозчика от ответственности за потери или убытки, явившиеся результатом обстоятельств непреодолимой силы (см. Форс-мажор), карантинных ограничений, военных действий, восстаний или гражданских волнений, скрытых пороков груза, небрежности и упущений капитана, лоцмана и членов экипажа судна в судовождении или управлении судном, а также ряда иных причин, если последние не вызваны небрежностью перевозчика. Ряд поправок и изменений Г.п. были приняты на состоявшейся в 1968 г. в Брюсселе конференции и оформлены в виде протокола, известного как Висбийские правила 1968 г., а также в Гамбургских правилах (1978 г.), разработанных под эгидой ООН

ГОТОВНОСТЬ СУДНА К ПОГРУЗКЕ, ВЫГРУЗКЕ (ship's readiness to load, discharge) - термин, обозначающий физическую и юридическую готовность судна к произ-ву грузовых операций. Под физической готовностью понимается наличие доступа к судну и его грузовым помещениям, а также пригодность судовых устройств к произ-ву грузовых операций. Юридическая готовность предусматривает отсутствие установленных законом либо правилами препятствий для доступа фрахтователя на судно и выполнения им грузовых работ.

ГРУЗ (cargo; freight; load) - принятая к перевозке транспортом общего пользования или иным перевозчиком продукция, а также разл. имущество физических или юридических лиц. Совокупность свойств груза, определяющих его транспортабельность, условия перевозки, перевалки и хранения, называются трансп. характеристикой груза (вид упаковки, объем, масса, габариты, физико-химические свойства и др.) К важнейшим физико-химическим свойствам грузов относятся гигроскопичность, распыляемость, смерзаемость, токсичность, спекаемость; способность к самовозгоранию, окислению, к радиационному воздействию и т.д. В процессе перевозки и в местах перевалки возникает необходимость контроля состояния самого груза, его тары. Этот контроль производится след, методами: органолептическим (контроль посредством органов чувств), натурным (с использованием простейших приборов - термометров, угломеров, весов и др.), лабораторным (анализ груза в специальных условиях с использованием реактивов, приборов); комплексным, включающим элементы перечисленных методов. См. также Грузов классификация, Отправка, Маркировка, Удельный погрузочный объем, Естественная убыль.

ГРУЗ НЕГАБАРИТНЫЙ (awkward load; off-gauge load) - груз, размеры которого не соответствуют габаритам ж.-д. подвижного состава, проему грузового люка судна, загрузочного люка самолета и его грузовых отсеков и т.д.; могущий повредить путевые сооружения или создать аварийную обстановку (буровое оборудование, комбайны, элементы уникальных строительных конструкций и т.п.) в процессе перевозки. На ж.-д. транспорте негабаритным считается груз, который при перевозке на открытом подвижном составе превышает габарит погрузки (т.е. предельное поперечное перпендикулярное оси пути очертание, в котором должен помещаться груз с упаковкой и креплением; при этом поезд находится на прямом горизонтальном пути и продольные оси пути и подвижного состава в вертикальной плоскости совпадают). По размерам выхода груза за габарит погрузки установлены для нижней негабаритное™ - 6 степеней, боковой - б, верхней - 3 степени. См. также Транспортабельность.

ГРУЗООТПРАВИТЕЛЬ (consignor; shipper) - физическое или юридическое лицо, действующее от своего имени и выполняющее вытекающие из договора перевозки обязанности, включая предъявление надлежащим образом упакованного груза перевозчику или его агенту для доставки в место назначения и выдачи грузополучателю

ГРУЗЫ ОПАСНЫЕ (dangerous goods; hazardous materials) - грузы, которые при перевозке, погрузочно-разгрузочных работах и хранении могут послужить причиной взрыв, пожара, повреждения трансп. средств, складов, зданий, а также гибели, травмирования или заболевания людей и животных. Г.о. подразделяются на след, классы: 1 - взрывчатые вещества; 2 - газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением; 3 - легковоспламеняющиеся жидкости; 5 - легковоспламеняющиеся вещества и материалы; 6 - окисляющие вещества и органические перекиси; 7 - ядовитые вещества; 8 - радиоактивные и инфекционные вещества; 9 - едкие и коррозионные вещества; 10 - пр. В перевозочных документах грузоотправитель и перевозчик обязаны поставить штемпеля красного цвета, определяющие характер опасности ("Легко воспламеняется", "Загорается от воды", "Дает воспламеняющиеся смеси" и т.д.). Па каждое грузовое место грузоотправитель кроме маркировки обязан нанести наименование груза и знак опасности. Действующими правилами перевозок предусмотрено сопровождение отдельных видов опасных грузов проводниками грузоотправителя или грузополучателя. Конкретная партия опасных грузов предъявляется к перевозке только теми видами отправок, которые предусмотрены действующими правилами перевозок. Возможность совместной перевозки в одном трансп. средстве опасных грузов разных классов и совместной перевозки опасных грузов с неопасными определяется по таблицам совместимости, помещенным в правилах перевозок.

Copyright © Global Shipping - международные перевозки грузов, грузовые авиаперевозки, международные морские перевозки