Н

A/Б/В/Г/Д/З/И/К/Л/М/Н/О/П/Р/С/Т/У/Ф/Х/Ч/Ш/Э/Ю/Я

НЕДОГРУЗ (underloading) - неполное использование грузоподъемности подвижного состава (средства транспорта) и/или грузовместимости транса средства. За Н. виновная сторона (.грузоотправитель, экспедитор и т.д.) уплачивает штраф. М.б. законодательно предусмотрено освобождение виновной стороны от ответственности за Н. при условии восполнения допущенного недогруза в течение определенного периода времени (обычно - текущей декады) и в некоторых др. случаях. Н. также называется неполное использование объема и/или грузоподъемности тары (контейнера и т.п.).

НЕДОПОСТАВКА (underdelivery) - поставка продукции в меньшем кол-ве, чем предусмотрено договором поставки или принятым к исполнению нарядом на данный период. Кол-во продукции, недопоставленное поставщиком или невыбранное потребителем в определенном периоде, подлежит восполнению соответственно в след, периоде. По продукции, не распределенной в плановом порядке, восполнение производится в пределах срока действия договора. Восполнение Н. производится в номенклатуре того периода, в котором она допущена. Восполнение Н. др. наименованием, входящим в данную номенклатуру промышленной продукции, допускается с согласия потребителя.

НЕОТФАКТУРОВАННЫЕ ПОСТАВКИ (unbilled deliveries) - поставки товаров и средств произ-ва, на которые от поставщика не поступили счета-фактуры или заменяющие их документы (См. Перевозочные документы).

НОРМА ТРАНЗИТНАЯ (carload; truckload; minimum quantity shipped) - мин. масса груза, принимаемого к перевозке транспортом общего пользования или иным перевозчиком. Н.т. зависит от грузоподъемности подвижного состава (средства транспорта) и вида продукции.

НОРМЫ ПОГРУЗКИ-ВЫГРУЗКИ (loading/unloading standard rates) - нормы времени на выполнение погрузочно-разгрузочных работ (loading/unloading standard rates) - условия, определяющие кол-во ед. массы или объема груза, подлежащих погрузке-выгрузке за ед. времени. Регулируются разл. нормативными актами (см. Единые нормы выработки и времени на вагонные, автотранспортные и складские погрузочно-разгрузочные работы. М.: Транспорт, 1977) или на договорной основе. Устанавливаются раздельно для механизированного и немеханизированного способов погрузки-выгрузки и в зависимости от грузоподъемности подвижного состава (средства транспорта) и его типа. Н.п.-в. для грузов негабаритных устанавливаются по соглашению сторон. Н.п.-в. на разл. видах транспорта общего пользования имеют свою специфику. Напр., на морском транспорте Н.п.-в. могут устанавливаться в целом для судна или на каждый рабочий люк, фиксироваться в чартерах в ед. массы или объема за час, рабочий день, сутки; либо оговариваться, что грузовые операции должны производиться по обычаям портов. Время, связанное с грузовой обработкой судов, может определяться также по судо-часовым нормам (кол-во погруженного или выгруженного из судна груза в течение часов общего времени его грузового обслуживания). Судо-часовые нормы подразделяются на общие и специальные и устанавливаются с учетом конструкции и грузоподъемности судов, рода перевозимого груза и его упаковки, техн. оснащения и грузооборота причала. На автомобильном транспорте в основные Н.п.-в. также включено время, необходимое для маневрирования автомобилей и оформления перевозочных документов. В доп. Н.п.-в. включено время на взвешивание и перевешивание груза, обмер объема, пересчет грузовых мест и т.д. 

НОРМЫ ПРОСТОЯ (free time standards; free time stipulated for loading/unloading) - время, в течение которого с подвижным составом (средством транспорта), прибывшим к месту погрузки-выгрузки, должны быть выполнены необходимые грузовые и техн. операции. Н.п. регламентируются правилами перевозок и др. нормативными актами, действующими на соответствующих видах транспорта общего пользования. На морском транспорте Н.п. устанавливаются в виде сталийного времени; за досрочное освобождение судна из-под грузовых операций фрахтователь получает от судовладельца диспач. При всех обстоятельствах грузоотправитель (грузополучатель) за задержку трансп. средства под погрузкой-выгрузкой несет имущественную ответственность перед перевозчиком, если не докажет, что эта задержка произошла не по его вине. См. также Демередж.

НЭТ-ТЭРМЗ (net terms) - условие фрахтования судна, по которому оно считается свободным от расходов по погрузке и выгрузке грузов. Обычно вместо условия Н.-т. употребляется условие ФИО.

Copyright © Global Shipping - международные перевозки грузов, грузовые авиаперевозки, международные морские перевозки