П

A/Б/В/Г/Д/З/И/К/Л/М/Н/О/П/Р/С/Т/У/Ф/Х/Ч/Ш/Э/Ю/Я

ПЕРЕВОЗОЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ (shipping documentation, documents of carriage) - основные документы первичного учета по перевозке грузов. На ж.-д. и водном транспорте - это накладная, дорожная ведомость, передаточная ведомость по грузам прямого ж.-д.-водного сообщения, передаточная ведомость по грузам прямого междунар. сообщения, вагонный лист, погрузочный ордер, багажная квитан-ц. л, сдаточная ведомость, путевой журнал, акт погрузки (выгрузки) сырья и коносамент; на автомобильном транспорте - путевой лист грузового автомобиля, товарно-трансп. накладная. Накладная - составляется грузоотправителем на каждую отправку груза. В ней указываются: станция отправления и назначения, грузоотправитель и грузополучатель, род и масса груза, провозная плата и др. реквизиты. Дорожная ведомость - состоит из трех частей: собственно дорожной ведомости, копии ее (корешок дорожной ведомости) и квитанции в приеме груза к перевозке. Корешок остается на станции отправления, квитанция выдается отправителю с целью удостоверения факта приема от него грузов для перевозки и получения с него провозных платежей, а дорожная ведомость следует вместе с грузом до станции назначения. Содержит все показатели накладной. Па оборотной стороне ведомости предусмотрена отметка о пунктах перехода груза с одной дороги на другую. Корешок дорожной ведомости используется для учета погрузки и перевозок грузов по моменту отправления, а дорожная ведомость - по моменту прибытия, а также для учета продукции транспорта. Дорожная ведомость прямого смешанного ж.-д.-водного сообщения состоит из пяти частей. Передаточная ведомость по грузам прямого ж.-д. сообщения (двусторонний документ) по каждой передаваемой отправке содержит название и массу груза, пункты отправления и назначения и др. Передаточная ведомость по грузам прямого междунар. сообщения содержит основные данные по каждой передаваемой отправке (названия, массы груза, станции отправления и назначения и др.), двусторонний документ; подписывается представителями дорог передающей и принимающей стран. Вагонный лист содержит техн. характеристику вагона и данные о роде и кол-ве загруженного в него груза, сопровождает груженый вагон на всем пути следования. Квитанция грузовая удостоверяет принятие груза железной дорогой или внутренним водным транспортом к перевозке; в случае утраты или повреждения груза является основанием для предъявления претензии или иска. Погрузочный ордер составляется при перевозках в каботажном сообщении транспортно-экспедиционной конторой порта на каждую партию отправляемого груза. Багажная квитанция составляется при оформлении перевозок багажа и грузобагажа. Состоит из трех частей: выдаваемой отправителю багажной квитанции, следующей с багажом багажной дорожной ведомости, остающегося в пункте отправления корешка. Сдаточная ведомость составляется на грузы, багаж и грузобагаж портами (пристанями) при передаче груза на судно. Акт погрузки (выгрузки) составляется портом (пристанью) совместно с отправителем (грузополучателем). Указываются название и номер самоходного (несамоходного) судна, мощность (грузоподъемность), принадлежность, порт (пристань) прибытия (отправления), время прибытия (отправления), начало (конец) погрузочно-разгрузочных работ, кол-во и наименование груза (мест), средства погрузки (выгрузки), способ определения массы, основные размеры судна, необходимые для расчета массы груза, замеры осадки судна (в см) до и после погрузки (выгрузки), время простоя судна (фактически), сумма штрафа и др. Коносамент - основной документ для учета перевозок морским и речным транспортом при перевозках в судах типа "река - море". Выдается перевозчиком в подтверждение приема груза к перевозке и обязывающий его передать груз в порту назначения грузополучателю. Относится к категории товарораспорядительных документов, т.е. таких, отчуждение которых влечет за собой отчуждение самого товара. Содержит важнейшие условия договора перевозки. См. также Коносамент застрахованный, чистый, сквозной. В журнал путевой речного судна капитаном судна вносятся все данные об эксплуатации судна: время отправления и проследования портов (пристаней), время прибытия и выполненные работы в портах, наименование и кол-во грузов погруженных или выгруженных по каждому порту и др. данные, отражающие работу судна. Ведется с момента приема судна в эксплуатацию до момента вывода из эксплуатации для постановки судна на зимний отстой или ремонт. Записи в нем должны соответствовать данным актов погрузки, выгрузки, ремонта, сдаточных ведомостей и др. учетным документам. Путевой лист грузового автомобиля - основной первичный документ учета работы грузового автомобиля и водителя; выдается водителю ежедневно при выходе грузового автомобиля на линию. Товарно-трансп. накладная предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом; составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую ездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов, необходимых для расчетов за работу автотранспорта, а также для списания и оприходования товарно-материальных ценностей. При централизованном вывозе грузов со станций железных дорог, портов, пристаней, аэропортов перевозка оформляется товарно-трансп. накладными, составляемыми трансп. пр-тиями. Грузовая накладная - документ, удостоверяющий заключение договора воздушной перевозки между грузоотправителем и перевозчиком. Составляется на 4 бланках: накладная отправителя, грузовая накладная (состоит из собственно накладной и отрывного талона грузовой накладной, после выдачи доставленного груза грузополучателю сдается в бухгалтерию авиапр-тия); корешок грузовой накладной (остается в аэропорту отправления и сдается в бухгалтерию авиапр-тия); квитанция о приеме груза (подтверждает прием перевозчиком груза на условиях, перечисленных в накладной отправителя). Все перечисленные выше бланки грузовой накладной, кроме первого, имеют одинаковый номер и серию, которые вписываются в бланк накладной отправителя. При междунар. перевозках применяется ряд других П.д., в частности авиагрузовая накладная, манифест, погрузочный ордер.

ПОГРУЗКА (loading) - 1) показатель, характеризующий объем грузов, загруженных в трансп. средства на ж.-д. транспорте - в вагоны рабочего парка. Измеряется числом погруженных физических вагонов и тонн. Один из основных показателей грузовой работы железных дорог. Учет П. ведется ежесуточно отдельно по колее широкой (1520 мм), сахалинской (1067 мм), западно-европейской (1435 мм), узкой (1000 мм и менее). За период, превышающий суточный, П. в отчетности и при анализе обычно приводится в среднесуточном выражении. В П. не включаются вагоны, занятые при сортировке мелких отправок и контейнеров, если масса транзитных отправок, загруженных в вагон, вместе с отправками собственного приема станции превышает 50 %; вагоны, занятые при перегрузке по неисправностям и в некоторых др. случаях, когда занятие вагона не связано с появлением нового груза на эксплуатируемой сети железных дорог. Поэтому наряду с показателем П. исчисляется показатель "Занято вагонов"; 2) логистическая операция, заключающаяся в подаче, ориентировании и укладке груза в транспортном средстве.

ПОГРУЗОЧНЫЙ ОРДЕР (shipping order) - первичный документ, содержащий все необходимые данные о грузе и служащий основанием для его приемки на судно. П.о. выписывается в нескольких экземплярах и содержит след, сведения: наименование, род и кол-во груза (число мест, масса, объем); вид упаковки; знаки и марки; наименование грузоотправителя и грузополучателя; наименование портов отправления и назначения; название судна; дату составления П.о. При погрузке на палубу П.о. должен содержать оговорку о согласии на это грузополучателя. Судну вручается два экземпляра П.о., на одном из которых после погрузки груза расписывается представитель судовой администрации. Этот экземпляр П.о. является так называемой штурманской распиской и служит основанием для выписки коносамента

ПОСТАВКА (delivery) - продажа продукции оптовым покупателям: торговым пр-тиям - для последующей продажи; пром. орг-циям и пр-тиям - для переработки и потребления производственного', орг-циям, пр-тиям сферы нематериальных услуг - для внерыночного потребления (см. Товарооборот). П. может быть транзитной, когда товар минует оптовое звено, и складской, когда товар поступает на оптовую базу и лишь затем в магазин. В транзите выделяется поставка с участием в расчетах (организуемый транзит), когда все расчеты с поставщиком принимает на себя оптовая торговля, и без участия в расчетах, когда расчеты возлагаются на розничную торговлю. По признаку конечного использования выделяют три товарных фонда: рыночный фонд - поставка товаров в розничную торговлю; фонд пром. переработки - поставка товаров пром. пр-тиям для переработки их в другие изделия народного потребления; внерыночный фонд - поставка товаров пром. потребителям, использующим эти товары в качестве материалов вспомогательных, поставка в фонд снабжения армии и военизированных организаций и т.д.

ПОСТАВЩИК (supplier; vendor) - юридическое лицо, обеспечивающее к.-л. товарами др. юридическое лицо на определенных условиях (см. Базисные условия поставки, Договор поставки. Условия поставки). Поставщиком может быть изготовитель продукции или посредник, получающий продукцию от изготовителя или ДР- посредника (см. Логистическая система прямая. Логистическая система эшелонированная). Потребитель по каждому виду сырья, комплектующих изделий и др. может пользоваться услугами одного поставщика (см. Поставщик основной) или нескольких поставщиков (см. Поставщик-дублер).

ПРИБЫВШЕЕ СУДНО (arrived ship) - судно, прибывшее к предусмотренному чартером месту погрузки или выгрузки, подавшее нотис и во всех отношениях готовое к произ-ву грузовых операций. Если в чартере указан определенный порт, то судно считается П., как только достигнет его и во всех отношениях будет готово к произ-ву грузовых работ. Под портом здесь понимается та часть его, где обычно производятся погрузочно-разгрузочные операции или где судно в нормальных условиях ожидает причала. Если же судно в соответствии с условиями чартера должно следовать к определенному причалу или доку, оно считается П. только с момента ошвартовки в указанном месте, при условии его полной готовности к грузовым работам. В связи с тем что постановке судна к причалу либо входу его в док или порт могут препятствовать не зависящие от судовладельца обстоятельства, не могущие быть преодоленными им с помощью разумных средств, в чартерах обычно при указании места назначения делается оговорка "или так близко к нему, как судно может подойти, оставаясь в безопасности всегда на плаву...". К событиям, могущим помешать судну достигнуть обусловленного в чартере места назначения, относятся, в частности, ледовая обстановка, приливно-отливные явления, блокада, скопление судов. При наличии подобных препятствий судовладельцу предоставляется право выбора места подачи судна, по достижении которого оно считается П. Понятие II.с. связано с необходимостью определения момента начала отсчета сталийного времени.

ПРИБЫЛО ГРУЗОВ (frights arrived index) - показатель ст-ки перевозок грузов', характеризует конечный момент процесса перевозок и охватывает грузы, перевозка которых по эксплуатируемой сети путей сообщения в отчетном периоде завершена. Показатель П.г. включает не только грузы, выданные грузополучателям после завершения процесса перевозки, но и сданные другим перевозчикам. Основным источником для расчета показателя П.г. являются перевозочные документы.

Copyright © Global Shipping - международные перевозки грузов, грузовые авиаперевозки, международные морские перевозки